Оценка стоимости нематериальных активов

Развитие научно-технического прогресса, процессы информатизации в нашей стране, привели к тому, что нематериальные активы предприятий и организаций, порой, становятся более ценными, чем их материальные активы.

Это наиболее актуально для тех компаний, которые работают на наукоёмких рынках, которые обладают известными товарными знаками, имеют положительную деловую репутацию. Однако, такая репутация, товарные знаки и другие нематериальные преимущества имеют собственную стоимость.

Наше законодательство определяет нематериальные активы, как активы любой организации, не имеющие физической структуры, и отделенные от прочих активов организации. Они так же, как и другие активы компании, нуждаются в оценке стоимости.

Стоимость этих активов влияет на их возможность использования для получения прибыли, для других производственных и управленческих нужд. Для того, чтобы такой актив можно было определить, как нематериальный актив, он должен приносить определенные дивиденды предприятию, на протяжении определенного этапа времени, составляющего срок, не менее 12 месяцев. Данный вид актива не предназначается для продажи.

Перечень основных видов нематериальных активов:

1. Патенты, лицензии на производство какого-либо товара;
2. Гуд-виллы;
3. Ноу-хау;
4. Авторские права и права смежные с авторскими правами.

К нематериальным активам не относят деловые качества или компетенцию персонала организации, а также, расходы на образование сотрудников компании.

К основным направлениям оценки стоимости нематериальных активов следует отнести следующие:

1. Оценка стоимости лицензий и патентов на технологии и устройства, необходимые при промышленном производстве;
2. Оценка стоимости объектов авторского права;
3. Оценка стоимости произведений науки или искусства;
4. Оценка стоимости любой коммерческой информации;
5. Оценка стоимости коммерческой информации.